понедельник, 28 апреля 2008 г.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
















Следующий случай произошел, когда Ирвису было 8.5-й месяцев. Гуляя по лесопарку, мы свернули с более широкой тропы и углубились в чащу. Ирвис как всегда шел впереди. Вдруг он бросился к дереву и в тот же миг я услышал стрекотание белки, а потом и ее саму поднимающуюся по дереву. Ирвис остановился и, подняв мордочку вверх, смотрел на нее. Я, остановившись, достал камеру и стал снимать этот эпизод. Ирвис стал обнюхивать небольшую территорию, на которой было около пяти деревьев, и возле которых, вероятнее всего, бегала белка. Потом он поднялся на задние лапы и обнюхал ствол на одном из этих деревьев. - Хорошо Ирвис! Это белка! Ух, она чужая! – подбодрил я Ирвиса. Таким образом, он показал, что чует и охотится на мелких грызунов, бурундуков и белок.Как я уже упоминал, о том, что мне пришлось дозировать нагрузку, все - же мы ходили в походы со щенячьего возраста Ирвиса в лесопарк. Щенок, особенно до 12 недели и на 4-м месяце своей жизни должен получать как можно больше впечатлений и раздражений, изучая различную обстановку и социализируясь с ней. В этот период мы должны постараться ознакомить его и научить тому, что ему предстоит делать и ориентироваться в различных естественных окружающих условиях. Для подкрепления его поведения, необходимо его опекать и всячески поддерживать и стимулировать его поведенческие реакции. В этом периоде они очень любознательны, но еще по щенячьи настороженны, копируют ваше поведение, любят играть, «разбойничают», очень ласковы, послушны и комичны, и, конечно же, им нужна наша правильная опека. Этот период это - закладка основы и фундамента поведения, черт характера и тонкостей, и нюансов вашего щенка. Необходимо правильно и сразу поощрять или спокойно не разрешать то, чего вы не хотите, чтобы он делал, поддерживать его инициативу по изучению окружающего его мира и конкретной обстановки. Представьте себе, что вы идете в Полярную экспедицию и вам надо взять все необходимое с собой, но так, чтобы было всего побольше и не было лишнего веса. Вот как вы соберете ваш рюкзак, так вы и пройдете экспедицию, только не Полярную, а жизненную. Вот этот период это – ваш этап сбора в экспедицию. Затем вы можете или улучшать качества того, что взяли, или ухудшать, или вообще не пользоваться тем, что взяли или не найти того, что вам очень нужно.Так вот, что я отметил у Ирвиса. Он ни когда не терял меня из виду. Перемещение его следующее. Он забегает вперед, а потом ждет. Он все слышит и все замечает, замечает даже раньше меня, но есть особенность. Он все запоминает, особенно дорогу. Идет он, постоянно опуская мордочку в низ к земле, запоминая запахи. И самое главное он выходит вперед на любой посторонний звук. Значить Маламут не просто гуляет по лесу, он предупреждает и охраняет того, кто с ним рядом. Ирбис - же контролировал только местонахождение, т.е. был пастухом. Ирвис не только пастух, но разведчик и охранник, готовый броситься на любого зверя. Размеры не играют значения. Маленький 4-х месячный Ирвис, бросился на впервые увидевшую в жизни лошадь и стал ее преследовать, да еще рычать и лаять! Пойдет 4-х месячный овчар сам на лошадь? Нет. Поэтому и эскимосы (инуиты) и северные индейцы используют Маламутов на охоте на крупных зверей: белых и бурых медведей, моржей, лосей и оленей! Память Маламута уникальна. Мы шли с Ирвисом на дальнее озеро, за 10 км. от дома. По дороге, в лесопарке, я бросал ему палку и кусок коры. Потом эта палка и кусок коры остались лежать на тропе, по которой мы шли. Мы пришли на озеро, Ирвис искупался, поносился по поляне возле озера, мы перекусили и пошли назад. Каково было мое изумление, когда Ирвис проходя по той же тропе, поднял сначала кусок коры, который я ему бросал, а потом и ту палку то же! Т.е. не смотря на то, что мы прошли еще по лесопарку около 12 км., что прошло около 3.5 часов, как мы прошли это место, Ирвиска помнил и тропу, и запах, и форму предметов, и самое главное - место, где были оставлены эти предметы. Он как бы показывал и говорил мне: - Пап смотри, я помню, где этот предмет и где еще один, который ты мне бросал! Так Ирвис с удовольствием рассказывает мне о себе.- Хорошо Ирвис! Молодец! - хвалю я его. Уверен, что ни одна овчарка, специально не обученная, этого бы не повторила. И следующий пример ориентации и памяти Маламута.В один из походов в лесопарке, на лесной полянке, у Ирвиса с ошейника слетела медаль. Я заметил это, когда мы уже отошли метров на 100 от этой поляны, и прошли достаточно высокую траву и кусты. Я подумал, что, мы не сможем ее найти, и мы пошли домой. Придя, домой, я стал просматривать видеозаписи, которые сделал в этом походе, в том числе и на этой полянке. И определил по видеозаписи, что момент потери медали был на определенном месте на поляне. Прошла неделя. Чтобы дойти до этой поляны надо было пройти 8 км. по лесу. Мы пошли в этот поход вместе с нашим другом, восьмимесячным щенком самоеда Альтаиром и его владельцем Дмитрием. Мы дошли до дальнего озера, искупались, естественно Ирвис носился и игрался вместе с Альтаиром и после купания и игр, пошли назад домой обратной дорогой, но так, чтобы найти эту полянку и поискать на ней медаль. Так вот, я ни как не мог найти маленькую, еле протоптанную тропинку, по которой мы шли с Ирвисом на эту полянку. Вдруг Ирвис свернул в нужную сторону, а Дмитрий, заметив эту еле протоптанную тропинку, сказал мне: - Смотри, может Ирвис туда идет? Мы пошли за Ирвисом, и через две минуты были на этой полянке, а через некоторое время Дмитрий поднял Ирвискину медаль! Вот это да! Ирвис даже через неделю помнил, куда мы с ним заходили в лесу, но что удивительно, он стал искать тот след, который вывел нас на полянку, видя мое замешательство и то, что я не могу найти эту тропинку. Значит у Маламутов замечательная и зрительная, и запаховая память, позволяющая им безошибочно ориентироваться, и природная сообразительность и наблюдательность. Я уже не удивляюсь тому, что, оставив на территории в нашем саду найденную Ирвисом косточку, он через несколько дней находит эту же косточку, помня, где он ее оставил.Так же и с ориентацией. Я заметил, что у Ирвиса уже к 3-м месяцам началось формирование ориентации на направление к нашему дому. Это проявлялось в усилении тяги и натяжении поводка. Я стал экспериментировать, подходя к дому с разных сторон. Так вот даже идя к дому с абсолютно новой и неизвестной стороны и дороги, он все равно начинал тянуть за 300 - 400 метров от дома. Однажды в 4-ре месяца мы вечером гуляли в парке не так далеко от дома, метров за 800. Причем гуляли в 3-й или 4-й раз в его жизни. Когда мы собрались идти домой, Ирвис вдруг стал от меня отбегать и ждать меня… Я решил проверить, почему он это делает, наблюдая за ним. Ирвис возвращался обратной дорогой… Отбегая от меня он ждал, когда я подойду, а когда я подходил он снова отбегал по направлению дома и останавливался поджидая меня… Ирвис остановился возле нашего подъезда в 8-ми подъездном доме! В 4-ре месяца Ирвис как бы мне сказал: - Ну, что пап здорово я ориентируюсь!? Причем не в тундре, а в городских кварталах! И не днем, а вечером… - Ну, сын, ты даешь! Не ужели ты у меня настоящий вожак!? – озадаченно, удивленно и гордо похвалил я его.И еще один пример обонятельной ориентации и памяти у Полярных псов. Мы днем в моросящий дождь гуляли с Ирвисом не далеко от дома в саду. Вдруг Ирвис поднял мордочку к верху и стал водить носом приподнимаясь на передних лапах. Лайки так ловят запах. Я видел это у Мухтара. В следующий миг Ирвис сорвавшись с места, бросился за здание рядом с садом. Я, понимая, что это не спроста побежал за ним. Добежав до угла здания, я увидел возвращающегося Ирвиса за которым шел мой сын! Ирвис учуял его метров за 150! Причем в мелкий дождь! Нет ни каких сомнений, что к 6-ти месяцам, Аляскинский Маламут способен комплексно ориентироваться как на местности, включая городские кварталы, так и запоминать, различать и улавливать знакомые запахи, исходящие за несколько сот метров. Но есть еще особенность. Ирвис знает запах своего района, в котором он проживает. Я наблюдал за его поведением в другом районе. Его поведение было таким, что как будто бы он проводил целую экспертизу: мордочка к земле, вождение носом во все стороны, остановки и оглядывания местности, причем в обратном направлении, вождение носом по ветру… Практическое слабое реагирование на мой голос… Его мозг был занят запоминанием дороги… При возвращении в наш район, Ирвис обнюхавшись, спокойно и без дальнейших принюхиваний шел домой… Значит Полярный пес понимает ареал постоянного своего местонахождения, во всяком случае, запах своего района он знает точно. У Ирбиса я этого ни когда не видел. Ирбис был ориентирован только на хозяина. Ирбиса не беспокоило, где он находится. Для служебной собаки, наверное, это не надо, главное выполнить команду хозяина, быть слепым исполнителем его команд… Сколько хороших псов слепо погибли от таких команд, выполняя волю хозяина… Полярные псы в отличии от искусственно выведенных пород сохранили чувство и ориентации и своего ареала проживания, и благодаря этим качествам они постоянно им помогали и помогают выживать, и ориентироваться в суровых условиях Севера. Полярный пес, перемещаясь в пространстве, знает и запоминает запах человеческого жилья, стойбища оленеводов или охотников, яранг своего местапроживания, которые также постоянно кочуют, перемещаясь в ареале его пространственного представления и что самое важное свой след и окружающие его запахи не смотря ни на какие погодные условия и времена года. Задайтесь вопросом, как ориентироваться в снежной пустынной тундре в полярной кромешной тьме, где еле видны отсветы очертаний застругов снега и вам станет понятно, что будь вы на месте Полярного пса, вы бы также внюхивались в воздух и в свою пробитую колею дороги или в шаги по которым шли… Тундра, что пустыня ночью - куда не пойдешь везде ровно и одинаково, за исключением отдельных холмов и сопок и встречающихся оазисов карликовых берез… И поэтому запах своего следа, знание знакомых запахов жилья и более частого нахождения возле него выработали у Полярных псов чувство ориентации своего более частого ареала проживания или местонахождения, а перемещение в упряжке и в пространстве по воле человека они трансформировали от перемещения волчьих стай идущих за животными на которых они охотятся по воле своего вожака… Причем при существующей территориальности постоянного ареала местонахождения стаи, ограниченной участками местности в несколько десятков километров волки охотясь за животными, особенно в голодный период, могут проходить до 100 и более километров в сутки… Но волки ориентируются и по ареалам нахождения видов животных… К примеру моржи и морские котики сезонно приходят к своим лежбищам, а полярные волки приходят к лежбищам моржей, зная ареалы лежбищ и время их появления… Волки знают ареалы местонахождения оленьих стад и могут мигрировать на сотни километров за ними… А знаете как? Правильно! Точно так же как человек, по бассейнам рек! А как вы думаете, все перемещаются? Как вы будете перемещаться, чтобы наверняка не заблудиться? Я лично выберу направление по реке. Волчьи стаи идут вдоль рек, собачьи упряжки ходят зимой по руслам рек и это абсолютно оправдано. Легче и ориентироваться и преодолевать поверхностные препятствия, например среди леса, мелколесья или сопок. А у каждой реки свой запах… Полярный пес побывав хоть раз на реке уже никогда не забывает ее запах и поэтому спокойно себя чувствует перемещаясь от одной реки к другой или перемещаясь по руслу знакомой реки… Вот почему все Полярные псы тянут к воде… И вот почему возможно я остался жив в ту пургу, когда меня спас Мухтар почуяв реку… Для нас ориентацией служит карта, которую мы держим в памяти, зная основные ориентиры… Полярный пес держит в памяти карту рек и побережья по обонятельным ориентирам… Будет Немецкая овчарка ориентироваться по обонятельным ориентирам рек и побережья? Лет через 100 целенаправленной селекции и отбора… Поэтому не ходите с Немецкой овчаркой в Арктику, даже летом… Вам придется еще и ориентироваться вместо нее… А если она еще и окажется в воде, проследите, чтобы собака не заболела от простуды и хуже всего, чтобы у нее после этого не было пневмонии… Для охраны да,… чтобы залаять и слепо погибнуть за любимого хозяина… Но не для перемещения и выживания в Арктике.Анатомия и общая координация движений Маламутов тоже отличается от других пород. Первое, на что обращается внимание – это возможность протягивания назад на всю длину задних лап находясь лежа на животе, причем абсолютно спокойно. Все полярные лайки так отдыхают и могут спать. Передние лапы все полярные лайки поджимают под себя. Так они сохраняют лапы от обморожения во время морозов. Кроме этого, они могут сворачиваться в кольцо и накрывать нос и морду своим пушистым хвостом. Но, что не сделает не одна собака, кроме северных и полярных лаек, так это не закопается в снег, и не сможет дышать под снегом, пережидая метель или пургу. Нам с Ирвисом это предстоит еще узнать. Овчарка, естественно, так делать ни когда не будет, во всяком случае, в ближайшие 1000 лет и при естественной эволюции.Когда Ирвис стал подрастать, то естественное желание маленького щенка – запрыгнуть на постель или диван. Разбежавшись и с ходу прыгнув, у него ни чего не получалось. Тогда он стал карабкаться, причем абсолютно скоординировано. Сначала он заносил передние лапы, подтягивался передними лапами, находясь на животе до начало задних лап, а потом через боковой вынос задней лапы, заносил одну, а затем и вторую заднюю лапу. Особенность - это боковой вынос задних лап, причем заложенный в генах. Когда Ирвис уже научился давать лапы, я заметил еще одну особенность. Как-то играясь со мной и находясь сбоку и сзади меня, он положил лапу мне на локоть и, согнув пясть, подвинул мой локоть к себе лапой! Ирвис так двигает к себе предметы и мало того, когда он подрос, он стал отодвигать, таким образом, стоящее и мешающее ему наше офисное кресло для того, чтобы взять игрушку. Передвижение лапами предметов замечено только у приматов, медведей или слонов. У собак по Брюсу Фолгу, доктору ветеринарии и автору книги «О чем думает собака» этот вид деятельности не развит. Так вот Маламут, действует передними лапами как медведь, или кошка, загибая пясть, и таким образом двигает предметы и помогает себе в лазании! Причем это также у него врожденное качество, а не приобретенное в процессе дрессировки. У Ирбиса, а он мог даже, как я отмечал, сидеть в цирковой стойке, ничего подобного я никогда не видел. Вероятнее всего это качество выработалось у Маламутов опять же в процессе эволюции. Перекапывание земли и в особенности снега, а также ловля рыбы и охота развили у них это качество. С дальнейшим его ростом и развитием, подтягивание на передних лапах и занос задних лап у него трансформировалось и усложнилось при тренировке прохождения лестниц различной крутизны. Причем он сам подошел к лестнице, к которой я его не подводил из-за ее крутизны. Так вот он подошел к ней, встал вытянувшись во всю длину передних лап, практически стоя и лежа на лестнице и снова, через пястевой захват передних лап и боковой занос задних лап, стал осторожно карабкаться вверх! Спускался так же полулежа, аккуратно вынося передние лапы вперед, упираясь ими, а потом подтягивая задние! Он как бы мне, показывая, говорил:- Пап, смотри, я могу залезть даже на такие лестницы! Зачем ты меня посылаешь повторно на лестницы, которые я уже прошел?Когда мы стали с Ирвисом учиться ходить в натяг, я обратил внимание, что он, идя с одетой шлеей, как-то идет, переваливаясь с боку на бок. Сначала я не придал этому внимания, считая, что Ирвису так легче тянуть пока он еще маленький, и потому, что он переходил на шаг, расширяя задние лапы. Но потом я сделал открытие для себя. Ездовые собаки, и в особенности Маламуты, ходят и перемещаются намного скоординирование других пород. В чем это отличие заключается? Когда однажды Ирвис, снова перешел на переваливающийся шаг, я вышел в бок и стал всматриваться, как он идет… Ирвис шел, иноходью, как ходят лошади тяжеловозы! Т.е. он с небольшой задержкой ставил, а иногда и полностью синхронно, параллельно одновременно вперед левую переднюю и левую заднюю, и правую переднюю и правую заднюю лапы! И это тоже эволюция в развитии Маламутов! Маламут - собака иноходец! Ни волк, ни овчарка так, ни когда не пойдут! Таким образом, ездовые собаки отличаются от других собак и псовых в сенсомоторных тянущих реакциях, которые у них развиты выше. Маламут может перемещаться следующими способами аллюров: спокойным шагом, ровной рысью, ускоренной рысью, галопом, карьером на короткие пробежки и иноходным спокойным, и ускоренным шагом! При этом он регулирует тянущее усилие расстановкой задних лап. Если он идет рысью, задние лапы ставятся в среднее положение, и он легко гарцует, при переходе на галоп он достаточно высоко закидывает задние лапы и круп, сильно и мощно отталкиваясь задними лапами, в карьере он буквально вытягивается, делая очень мощные и быстрые прыжки. При чрезмерном усилии он расширяет задние лапы и переходит на тянущую иноходь. Причем я заметил, если Ирвис пристегнут за ошейник, то на иноходь он никогда не переходит. Иноходью он пользуется только в шлее! Причем может переходить на иноходь с надетой шлеей и без тянущих усилий. Вероятнее всего это особенность тоже заложена в генах в период тысячелетних, эволюционных изменений в физиологии Маламута. Мне бы хотелось отметить еще следующее. Я прочитал стандарты пород ездовых собак по авторам книги Е. Поцелуевой, М. Озерова, Л. Чебыкиной «Ездовые собаки» и нигде не увидел описаний, как ездовая собака должна тянуть, т.е. технику или моторику тяги. Но я заметил у двух собак Маламутов разную технику. Ирвис расширяя задние лапы, ставит их скакательными суставами практически параллельно, если смотреть сзади. Другая же собака, немного расширив задние лапы, ставит скакательные суставы не параллельно как Ирвис, а во внутрь. При этом, тянущие усилия у него меньше, да и сам он не такой мощный, как Ирвис и абсолютно другой конституции. Более легкой. Возможно, внутри Маламутов есть подвиды, которые использовались только для охоты. И этот подвид мы и наблюдаем. Если посмотреть на штангистов, то штангист, выполняя рывок или толчок штанги, разводит колени или ставит их, параллельно поднимая штангу, но никогда не сводит колени - это не правильная техника и при этой ошибке вес поднимается на много меньше, так – же как и развиваемая сила выталкивающих и передающих усилий. Если Маламута тянуть вперед против его силы, то он также упирается двумя лапами, напрягает шею, расширяет пальцы передних лап и расширяет или расставляет на ширину задние лапы. Я тренировал Ирвиса на этот упор с 1.5 месяцев, играя с ним в борьбу. Когда он садился, я его толкал назад ладонями с двух сторон, упираясь в его грудь. Вообще для ездовых собак со щенячьего возраста необходимо создать методику специальных упражнений для развития силы, координации и тянущих движений. Интересно, что методика всего того, что должна делать собака, особенно служебных пород отработанна, а вот четкой методики для тренировки ездовых собак нет. Например: ездовые собаки крупных пород, таких как Аляскинский Маламут и Инуитская канадская ездовая могут не только тянуть, но и носить на себе достаточный груз, но методики нет ни какой.Следующая особенность в координации движений, которую я заметил у Ирвиса это - способность садиться на диван с задними ногами и «задней точкой», но ставить лапы на пол. Представляете! Собака садиться, как человек или обезьяна! Или он может сесть, закинув одну из задних ног на диван, другая задняя нога на весу, а передние лапы на полу. Или наоборот, передние, лапы вытянув на диване и лежа на животе, а задние на полу. И кроме этого Ирвис задним ходом заходит на диван! И не только заходит, но и запрыгивает! Т. е. сначала заносит на диван задние лапы, а потом передние! Этому объяснений нет, во всяком случаи у меня. Я понимаю, что поведение Человека – собаки Маламут может копировать, видя, как мы ложимся, садимся или сидим. И, если Маламут может так координировано, и наблюдательно подрожать нам, то судите сами, на какой стадии эволюционного собачьего развития находится это замечательная порода. Но, возможно, эта особенность, также выработалась из - за ледовой обстановки. Куски льдин и ледовая обстановка выработала у Маламутов возможность координировано и различными способами преодолевать их и находится во льдах, т.е. сидеть на куске или части льдины, залазить или запрыгивать на нее, спускаться с нее, ставя сначала передние лапы, находясь задними на льдине, а потом подтягивать или выносить через боковой занос задние лапы, выходить задним ходом в трещинах или щелях льдов не теряясь в направлении и что интересно ставить на ступенчатые препятствия задним ходом сначала задние лапы, а потом передние. Ирвис в 9-ть месяцев стал забираться на диван задним ходом и не только забираться, но с ходу запрыгивать назад, т.е. находясь немного сбоку дивана или кровати он может заносить задние ноги подпрыгивая назад и занося назад все тело, а потом координировано выносить передние ноги и приземляться на четырех ногах на диване и кровати! Вы видели, что ни будь подобное у других пород собак и в частности у немецкой овчарки? Лично я не видел. А ведь это величайшая особенность эволюционного развития собаки! Даже человеку непросто запрыгнуть задним прыжком на достаточно высокое препятствие… Ирвис сейчас таким образом запрыгивает на 50-ти сантиметровое препятствие в виде кровати или дивана.Внимательность, подражательность и наблюдательность в Ирвисе, действительно очень развита, но с каким - то, и это отмечено, в стандарте Аляскинского Маламута, чувством собственного достоинства. Однажды мы переставили диван на кухне таким образом, что спинка дивана оказалась возле окна. Окно было приоткрытым, и через него хорошо был слышен шум улицы. Ирвису было 3.5 месяца. Ирвис запрыгнул на диван, встал на задние лапы, поставив передние на спинку дивана, и стал смотреть в окно! Мало этого он подтянулся и залез на подоконник, исследуя окно и заглядывая через него на улицу! Сейчас, когда он вырос, я говорю ему: - Ну - ка, Ирвис, давай посмотрим в окно, где там чужие? Ирвис с удовольствием становится на задние лапы, опершись передними на подоконник, и исследовательски смотрит со мной в окно. Сейчас он сам постоянно становится передними лапами на подоконник окна и смотрит на улицу, естественно и мгновенно реагируя на лай других собак или на какой-то шум.

Описываемый поход Арктических друзей

1. Два Арктических друга: Альт и Ирвис

2. - Ну, что Альт? Погоняем в догонялки после купания!

Тяга и Иноходь Ирвиса

3. Тяга всем телом с налеганием на грудь. (Весь напряшись он тянет вперед...)

4. 5. Переход на иноходь.

6. Чистая иноходь на песочном грунте.

Карьерный алюр.

7.8.9.10. Сместа и в карьер ... - Почему-ж эти птицы на Север летят?!... ( Слова из песни В. Высоцкого)

Так Ирвис сидит.

11. - Что-то я подустал немного..
12. - Ну чего смотрите, да вот так классно сижу?
Смотрелки в окно.
13. - Интересно смотреть в окно! (Маленький Ирвис смотрит в окно...)

14. 15. Раздумья возле окна... ("Маленький" Ирвис Норд раздумывает смотря в окно...)

Комментариев нет: