вторник, 29 апреля 2008 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНЫХ ПСОВ





ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНЫХ ПСОВ

Когда появился Ирвис то, конечно нашей радости не было предела… Но меня очень интересовала история развития этой породы. То, что Ирвис – Полярная лайкоидная собака нет сомнений и лайкоидная собака не простая, а ездовая и зверовая, особенно на крупного зверя, такого как: лось, олень, морж и даже медведь. И не простая, ездовая, а способная, перевозить тяжелые грузы. Аляскинскому Маламуту принадлежит абсолютное первенство в перевозке грузов. Эта порода является чемпионами мира по перевозке особенно тяжелых грузов. Недавно был установлен новый рекорд - 2 тонны 200 кг. взяла одна собака. Да, именно одна. В среднем один натренированный Маламут спокойно тянет 200-300 кг. груза с безостановочными переходами достигающими до 40 км. Да скорость не велика, но велик вес. Для того чтобы перевести такой вес, понадобится как минимум 6 сибирских хасок или чукотских ездовых собак. Я разговаривал с одной из основоположниц развития Аляскинских Маламутов в России и владелицы своего Полярного пса, с которыми мне удалось встретиться на одной из выставок. Ее Маламут, по ее словам, тащит микроавтобус весов 1 тонну 600 кг. и, наверное, для него это будет не предел. Ирвис спокойно в 6-ть месяцев, галопом утянул трехколесную ездовую велоколяску вместе со мной общим весом под 120 кг., а в 9 месяцев без всякой помощи с места смог утянуть багги общим весом под 200 кг. на грунтовой почве. В год Ирвис уже утягивал меня и супругу стоявшими на нартах на мокром снеге и пробегал галопом до 500 метров без остановки. Общий вес нас обоих и нарт составлял под 160 кг.
Маламуты обладают уникальными качествами по многоцелевому применению. Это и красивый выставочный тип, и отличный друг, и компаньон, и бесстрашный защитник, особенно от других зверей и собак, и смелый, и умный охотник и, конечно же, самый сильный и выносливый ездовой пес, способный работать, также как и Канадская инуитская ездовая собака, и как не одни животные в мире при перевозках тяжелых грузов, в самых экстремальных условиях Арктики и Антарктики при температурах до - 50º С.
Свое название это порода получила от племени эскимосов (инуитов), которые называли себя Мали-миуты, что с инуитского может означать - малый народ. Мали-миуты с древности жили на Аляске в районе залива Коцебу на побережье и между реками Ноатак и Кобук в ее приконтинентальной части. Сейчас на Аляске есть населенные пункты по названию этих рек и находящиеся на этих реках: Ноатак и Кобук. У меня есть рассказ-повесть Виталия Шонталинского «Нанаун» об эскимосском (инуитском) зверобое – охотнике Нанауне и его жизни, когда эскимосы переехали в 20-х годах прошлого века на остров Врангеля, и когда руководил ими знаменитый и легендарный полярный исследователь - Георгий Алексеевич Ушаков. Шонталинский сам встречался и с Ушаковым и знал Нанауна. Его повесть начинается с детства знакомых для меня слов и предложения, следующего содержания: «- Хок! Хок! – упряжка мчится по припаю, огибая торосы, пересекая трещины в голубых, зеленых и белых льдах». Хок, переводится с инуитского – вперед. А знаете, как переводится с инуитского медведь? Нанук. Реки Ноатак и Кобук – это инуитское название. Кобук дословно с инуитского переводится как лось.
Дело в том, что многие еще путают, считая, что Аляскинские Маламуты это - собаки северных индейцев. Я попробую провести анализ, почему так считают и почему это правильно и не правильно. Не последнюю роль в этом сыграл Джек Лондон.
Ко времени начала знаменитой золотой лихорадки и попадания на Клондайк Джека Лондона, на Аляске давно жили племена северных индейцев, которые тоже использовали ездовых собак. Джек Лондон не пишет об эскимосах, он пишет о северных индейцах и их собаках в период золотой лихорадки. Дело в том, что река Клондайк и Юкон в районе Доусона, где было найдено золото, находится за 1100 км. от реки Ноатак и к тому же Клондайк находится в континентальной части. А в этих районах жили племена северных индейцев, но не инуиты племени Мали-миут.
Залив Коцебу находится в 600 км. от п. Полярного, где я жил и носит свое название в честь российского мореплавателя Отто Евстафьевича Коцебу, который 1 августа 1815 года на корабле «Рюрик» вошел в этот залив. Район Коцебу – это тундровый район, и инуиты, жили и продолжают жить, в этих тундровых и самых северных и полярных районах Земли используя своих собак – Аляскинских Маламутов и Канадскую инуитскую лайку.
Почему я вспомнил Джека Лондона? В его рассказе о Белом Клыке, который был рожден от метисной с волком собаки и от волка есть доля истины. Мало того, у Джека Лондона был друг Ален Скотт (Скотти) - знаменитый машер (профессиональный гонщик на собачьих упряжках) и в последствии ставший бридером Полярных псов. В рассказах «Белое безмолвие», «На сороковой миле», «В далеком краю», «По праву священника» есть положительный герой - Мэйлмют Кид. Не правда ли его имя Мэйлмют созвучно с Мали-миут? Так вот считается, что под Мэйлмют Кидом Джек Лондон описывал Алена Скотта. Но что интересно так это то, что Ален Скотт был знаком с первыми бридерами (заводчиками) Маламутов – отца и сына Фелькеров и супругов Ральфа и Марчеты Шмит которые и зарегистрировали Маламутов в 1935 году в АКС. Я специально отмечаю – зарегистрировали, но не создали. Создавали Маламутов инуиты, а позже и северные индейцы. Ральф и Марчета Шмит так же были знакомы со знаменитым машером и бридером Леонардом Сеппалой, прославившимся тем, что он обратил внимание на выдающиеся качества чукотских ездовых лаек и выиграл не один приз, используя их. Сеппала, так же на них, прошел самый опасный, длинный и трудный участок при легендарном спасении детей и жителей города Ном, когда на ездовых собаках была доставлена вакцина против дифтерии из Анкориджа в 1925 году. Заводчиком известного на весь мир Полярного пса по кличке Балто, которому установлен памятник в национальном парке Нью-Йорка, и который был вожаком упряжки на заключительном этапе при доставке вакцины в Ном, так же был Леонард Сеппала. Джек Лондон попал на Клондайк в 1897 году. Джек Лондон был знаком с Аленом Скоттом и конечно Джек Лондон видел собак местных пород северных индейцев. Семья Фелькеров разводили Маламутов привезенных ими в 1900-м году с Аляски. Рассказ Джека Лондона «Мужество женщины» заканчивается следующими строчками: «А впереди, около дороги, сидел похожий на волка пес с заиндевевшей шерстью и, подняв морду вверх, жалобно выл». Этот рассказ впервые был опубликован в журнале «Мак-Клюрс мэгэзин» в сентябре 1900 года.
Далее еще интереснее. Обратимся к Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия - истории индейцев и инуитов и попробуем их сопоставить.Считается, что инуиты (эскимосы) более древний народ, чем чукчи, которые вероятнее всего через века миграции и борьбы за выживание с другими народностями Сибири и северо-востока и вытесняемые более сильными народностями пришли на Чукотку с территории нынешней Монголии и Китая, и постепенно завоевали ее, вытеснив инуитов. Но интересно то, что большинство современных исследователей считают, что первые люди попали в Америку через Берингов пролив. Последние 50 тыс. лет уровень воды в проливе дважды понижался на 50 метров, а 18-14 тыс. лет назад он снизился на 100 метров, и между двумя континентами образовался мост суши почти в 3 тыс. км. шириной, через который охотники на крупных животных, могли проникнуть в Америку, следуя за стадами этих животных. Это время относится к эпохе мезолита. И именно в это время считается, что древние люди начали приручение волков. Их продвижение дальше на юг было заблокировано ледниковым барьером по южной границе нынешнего бассейна, как раз, на реке Юкон. Около 14 тыс. лет назад климат потеплел, ледники отступили, и открылись проходы на юг. К югу от Аляски наиболее известны три археологические культуры, оставленные охотниками: Сандия — 20-12 тыс. лет, Кловис — 12-11 тыс., Фольсом — 11-10 тыс., для которых характерны наконечники метательных орудий, копий или дротиков, с продольным желобком. Эти культуры обычно называют палеонидейскими. Затем человек прошел в Южную Америку вплоть до Патагонии и Огненной Земли. В Америке встречаются и более древние находки с комплексом другого вида ручных орудий; их древность признана не всеми археологами. По мере потепления и отступления ледников пропадали многие виды крупных млекопитающих. Более 5 тыс. лет назад вымерли мамонты, верблюды, ленивцы, лошади, некоторые виды бизона, антилопы и дикой свиньи; не последнюю роль в этом играл человек. Изменение климата (он стал более сухой) и исчезновение многих видов животных вынудили человека обращаться к другим видам источников пищи. Между 8 и 5 тысячелетием до н. э. получило распространение собирательство двух видов на морских побережьях: объектом промысла стали моллюски и ракообразные, а в полузасушливых — растения. Появились новые виды орудий — каменные топоры и тесла, что говорит об обработке дерева и, возможно, изготовлении лодок. Возможно, к концу этого периода люди проникли на Антильские острова и в Амазонию. Со 2 тыс. до н. э. человек стал проникать в арктические области Америки. Аборигены древней Америки были достаточно однородны по основным физическим признакам, сближающим их с монголоидами Старого Света: жесткие прямые волосы, слабое развитие волосяного покрова на теле и лице, темная пигментация глаз, скуластость и др. Антропологи среди индейцев выделяют две большие расы: североамериканскую и центрально-южноамериканскую; граница между ними проходит по югу США и северу Мексики.
Североамериканская раса включает две локальные группы: тихоокеанскую и атлантическую, центрально-южноамериканская — пять: калифорнийскую, андскую, амазонскую, патагонскую и огнеземельскую. Антропологи по-разному объясняют наличие нескольких антропологических групп среди аборигенов. Одни считают, что их основные физические характеристики сложились еще в Старом Свете, а некоторые особенности отдельных групп были вызваны адаптацией к различным экологическим условиям в Америке. Другие считают наблюдаемые различия свидетельством того, что Америку заселяли носители разных антропологических черт уже в древности. Генетические исследования позволяют выделить несколько волн заселения Америки. Потомками первой волны (около 20 тыс. лет назад) являются аборигены южных областей США и все остальное индейское население Америки к югу. Вторая волна (11-12 тыс. лет) — предки нынешних атапасков. Некоторые антропологи предлагают определить проникновение человека в Америку как «капельную миграцию». К появлению европейцев в Америке практически все ее районы, разнообразные по географическим и климатическим условиям, были освоены местными жителями. В зависимости от этих условий, их образ жизни был весьма различен. Имелось несколько областей, обитатели которых жили за счет охоты, рыбной ловли и собирательства, не зная земледелия. Одна из них — Огненная Земля, включающая одноименный остров, другие острова и прилежащее побережье материка. Ее населяли три группы индейцев, говоривших на различных языках. В южной части обитали ягана, в западной — алакалуфы, и на о. Огненная земля — она. Севернее алакалуфов, на островах у тихоокеанского побережья, проживали чон. Ягана и алакалуфы были известны как «индейцы-лодочники», так как большую часть жизни проводили на воде; к ним по культуре относились чон. Они не знали лодок. Жизнь обитателей этой области основывалась на лове рыбы и сборе моллюсков и охоте на водных животных (тюленей, дельфинов и др.). На суше охотились на гуанако. Совершенно другими были условия обитания в субарктических лесах Северной Америки, изобиловавших животными, птицей и рыбой, но с суровыми климатическими условиями. Широко применялись разнообразные ловушки на животных, а также забивание мигрирующих животных (оленей и лосей) на переправах. Суровая зима заставляла делать стабильные зимние жилища (их углубляли в землю, вход в них был в виде тоннеля, что помогало сохранить тепло) и шить одежду из шкур и кож животных. Немногочисленная утварь изготовлялась из бересты и кожи. По воде передвигались в берестяных лодках. По суше тяжести перемещали с помощью узких саней из досок, без полозьев (тобогган). Сани мог тащить человек или впрягались собаки. Для передвижения по снегу применяли плетеные ракетки, а для влажной поверхности весной — еловые планки. Несмотря на различия в способах приспособления к среде, многие аспекты жизни охотников, рыболовов и собирателей различных областей Америки были сходны. Люди в большой мере зависели от наличия сезонных источников пищи — наземной или водной добычи, растительных ресурсов, поэтому для них был характерен подвижный образ жизни (хотя одни передвигались по суше, другие в лодках по рекам, а третьи — по водам морских заливов и проливов) и нестабильный состав общин, размеры которых могли быть от одной большой семьи до нескольких семейных групп с десятками человек.
Интересно то, что на Северо-Западе Северной Америки охотники, рыболовы и собиратели достигли уровня развития их общественных отношений значительно более высокого, чем другие подобные общества в Америке. Главной причиной этого были благоприятные для человека условия обитания — разнообразные и богатые пищевые ресурсы в виде рыбы, морских и наземных животных.
Большая часть орудий труда, как и у многих других народов Америки, были из камня, кости и дерева, часть — из меди, их выменивали у восточных соседей. Обилие пищевых ресурсов способствовало оседлости. Оседлый образ жизни сказался на возможностях развития ремесел. Большого искусства местные мастера достигли в изготовлении лодок и в резьбе на деревянных столбах, служивших символами поселений или родов. Они плели накидки-одеяла из шерсти горной козы, древесного дуба, собачьих волос и перьев. Избыток рыбы обменивался на другие товары. Появилась возможность накапливать богатства в виде мехов и других товаров. Важную роль у некоторых групп северо-западного побережья играли войны. Так, хайда европейцы сравнивали с викингами. Для ведения боевых действий имелось специальное боевое оружие: луки, копья, боевые дубины, кремневые или медные ножи. Защитным вооружением служили деревянные шлемы и панцири. Добычей в войнах становились сами побежденные и их имущество. Общество расслоилось на богачей/знатных и рядовых общинников; пленники становились рабами. Для мировоззрения охотников, рыболовов и собирателей Америки был свойствен анимизм, то есть наделение явлений и предметов окружающего мира жизнью, душой. Другая сторона такого понимания мира — тотемизм, то есть вера в особую связь (индивидуальную или коллективную) людей с каким-либо животным или растением, или каким-то другим явлением или предметом. Считалось, что на божества можно воздействовать, влияя на них посредством магических действий. Каждый человек сам мог вступать в связь со своим духом-покровителем, но в особо важных случаях люди прибегали к помощи посредников между людьми и божествами — шаманов. Шаманы были и у инуитов и у чукчей, и монголов и индейцев. Но что, также интересно это то, что инуиты на Чукотке исполняли «Танец Ворона» и верили в него точно так же, как и верили многие племена индейцев. Откуда это? На Чукотке и в тундре ворон не водится… Значит только через культурный обмен между племенами инуитов и северных индейцев и возможного перехода по льдам или переплытия Берингового пролива.
Так вот, возможно, когда происходило переселение через Берингов пролив, и дальнейшее заселение мигрирующих племен предки монголоидной расы расселялись в тех районах, где они преимущественно охотились на те, или другие виды животных.
Но есть еще один не маловажный фактор. Представим себя на месте мигрирующих племен. В одном племени охотников больше, в другом меньше. Кто сильнее? Естественно то племя, где охотников больше. Понятно, что и для выживания большему по численности племени и народности, приходилось и больше уделять внимания процессам по организации управления и вообще процессам по видам охоты и способам основного процесса выживаемости. Процессы эти растянулись на тысячелетия. Но те племена древней Америки, которые остались в арктических областях еще до потепления ледникового периода, а это 5 тыс. лет и более, и не пошли дальше в поисках легкой добычи, научившись уже добывать все виды животных, по тем временам были самыми сильными и изощренными охотниками, т.е. и были возможными предками инуитов и алеутов. И этим возможно объяснить внешнюю генетическую связь палеоазиатских языков. На континент, если можно так выразиться, пошли менее развитые, отсталые и более слабые племена.
Затем в процессе миграции, освоения и оседлости, роста общего развития и общественных отношений, освоения новых видов хозяйственной деятельности, орудий труда и ремесел, орудий и способов охоты и ведения войн, племена, вытесняемые более сильными племенами, возвращались и селились в наиболее неблагоприятных климатических условия. В этой миграции появлялись и новые языковые группы, а старые группы, как и их носители, просто вырождались или сохранялись на протяжении до 2-х и более тысяч лет. Подтверждение этому может служить тот факт, что инуиты и алеуты разговаривают на языках относящихся к палеоазиатским (палеосибирским) языкам, но в своей отдельной группе или общности (эскимосско-алеутское), я бы исправил эскимосское название на инуитское. Слово эскимос для инуита оскорбительно.
Поэтому правильнее назвать эту общность языков инуитско-алеутское. Внутри палеоазиатских языков выделяются 4 генетические общности: чукотско-камчатская (чукотский, корякский, керекский, алюторский, ительменский языки); эскимосско-алеутская (эскимосский и алеутский языки), рассматриваемая также как изолированная семья языков; юкагиро-чуванская (юкагирский и утраченный чуванский); енисейская (кетский и утраченные коттский, аринский, ассанский и др.) и изолированный нивхский язык. Внешние генетические связи палеоазиатских языков остаются невыясненными. А вот индейские языки объединяют в крупные подразделения, называемые стволами: на-дене (атапаскские и некоторые другие), америндские (все остальные, разделенные на 11 подгрупп).
Макрогруппировка индейских языков может отражать очень древние связи между ними; очевидно соответствие этой классификации с выводами генетиков о двух волнах заселения Америки предками индейцов (третьей волной считается эскимосско-алеутская)।Обратите внимание на то противоречие, что считается третьей волной, но не первой и то, что внешние генетические связи палеоазиатских языков остаются не выясненными.
Представим себе следующую картину. Я пришел с Азии, через Берингов пролив, а точнее сушу, где сейчас Берингово море, идя за стадами животных. Я сильный и смелый (ведь я охочусь на мамонта), остался, живу, охочусь на мамонта и не ухожу за таянием ледника за границы Юкона. Ты слабый и трусливый, замерз, тебе тяжело охотиться и ты пошел туда, где теплее, за Юкон. Постепенно ты забыл язык и придумал новый. Так как тебе теплее, и ты научился добывать себе пищу собирательством и охотой, то ты поправил свое здоровье, накачал мышцы, придумал новые способы выживания, нарожал и воспитал детей, которые должны быть не менее изощренными, ты же стал жить и в лесах, и в степи, и даже в джунглях, но все - же в климатических условиях лучше, чем я, и ты, обжив территорию, уже давно меня, забыв, все равно вернулся туда, откуда пришел, но в новом качестве. У тебя появились лошади, собаки и другие домашние животные и вообще ты удивился, когда меня увидел: - Как? Ты еще жив? И ты также живешь и охотишься с собаками, как и 8-мь тысяч лет назад? Но я тебя, конечно, не понял и не узнал. Ты был на лошади, в вязанной из шерсти накидки, с тобой были собаки, в запряженные не как у меня сани с копыльями и полозьями, а без них и плоские, ведь твой снег тайги проваливающийся, а мой твердый от постоянного обдува ветров и сильного мороза. Те первые корни языка, на котором мы с тобой разговаривали более пяти тысяч лет назад и ты, и я забыли. Но я, как и те, кто остался в полярных условиях придумал новые и сохранил похожие древние корни языка. Вот откуда могут происходить внешние генетические связи палеоазиатских языков. Когда ты вернулся, нам пришлось пройти этап локальных войн. Ты заходил в мои лесные угодья, где я охотился на оленей и мы воевали с тобой. Причем чем севернее ты заходил, тем труднее тебе было соперничать со мной в способах выживания. Ты прозвал меня эскимосом, т.е. человеком поедающим сырое мясо, а я прозвал тебя человеком разводящим вшей… В конце концов мы поняли, что и я тебе, и ты мне можем пригодиться и мы стали обмениваться. Но у меня все равно жизнь была тяжелее, и я был более вынослив и опытнее чем ты в способах выживания. Мне не нужно было твоих лесов, да и силы берег хотя бы на то, чтобы не погибнуть. А тебе не нужно было моей тундры. Что там брать?! И мы стали соседями.
Так вот, освоение северных районов происходило и у инуитов, и у северных индейцев с приручением и дальнейшей социализацией с человеком полярных волков и метизацией полярных псов с полярными волками. Так же и чукчи завоевывали земли эскимосов, оттесняя их все дальше на север и северо-восток Чукотки. Их собаки метизировались с прирученными инуитами полярными псами, которые в свою очередь метизировались с полярными волками. Этим процессом, возможно, объяснить появление различных племенных ядер у собак северных народностей.Вот чем интересны сейчас для нас строки Джека Лондона «А впереди, около дороги, сидел похожий на волка пес с заиндевевшей шерстью и, подняв морду вверх, жалобно выл». Насчет жалобного воя не знаю, а вот предок какого пса сидел, похожий на волка, посмотрите сами. Но если быть более точным, то вероятнее всего Джек Лондон видел разных псов, а именно крупных, на которых похож Ирвис и средних представленных на третьей фотографии, (смотри вверху ав.) довольно редкой и относящейся к периоду и немного позднее, золотой лихородки. На этой фотографии мы видим представителей племенного ядра возможных собачек линии Коцебу. Обратите внимание на упряжь, способ запрягания собачек, и нарты. Такая упряжь, способ запрягания и нарты,ействительно характерны только для Аляски и именно в районах Доусона и Клондайка.По этой фотографиии мы можем судить о следующем:
1. Данная упряжь использовалась только на Аляске, собачки запрягались друг за другом в продольной упряжи. Русские запрягали попарно, т.е. цугом, все остальные северные народности, включая инуитов запрягали веером. Этот способ запрягания характерен только для северных индейцев. Инуиты в веерной упряжке также пошли дальше. Они к каждой постромке пристегивают двух собак на небольшом удалении друг от друга.
2. Используемая колечная шлея с тремя ремнями характерна для начала двадцатого века. Данная шлея с широкой грудной перемычкой без продольного грудного ремня. Это приводит к вывороту локтей передних лап наружу и косому поставу лам во внутрь, что мы и видим.
3. Общий костяк передних пяти собачек и "коренника" (первого в упряжки) достаточно крепкий, собачки приземистые и с широкими лапами. На шести собачках хорошо просматривается маска и очки. Ушки стоят достаточно широко при нормальной, среднего размера голове. Глаза с косым разрезом. Морда плавно переходит в широкий лоб. Шея короткая, но сильная, можно сказать мощная. Грудь у всех пятерых широкая и глубокая. Окрас у всех: вверх темный, низ, грудь и лапы светлые. Третья и четвертая собачки черные, т.е. предки черных Маламутов. Вожак немного отличается, возможно помесь. У него немного длинные ушки и они разведены. По окрасу он ближе к зонарному, что для современных Маламутов вообще не характерно, но в то время, такие собачки встречались и до сих пор встречаются у аборигенных Маламутов северных индейцев.
4. Упряжка "съезженная". В то время собачек дрессировали выпонять копирование команд с вожака. Т.е. каюр давал команду вожаку и остальные собачки повторяли его команды, поэтому все собачки спокойно сидят , да и сами собачки понимали общие команды. Собачки не много уставшие и "заработанные".
5.Нарты пятикопыльные, с поперечными копульями без косых усилителей, с широкими полозьями, с металлическим подполозом и длинные. Возможно это лесорубы и собачки возили лес. С левой стороны фотографии мы видим концы бревен и проставки на которых они лежат.
6. Вторая и третья собачки не северные.
Фотографии вверху:

1. Джек Лондон .
2. Ирвис Норд в семь месяцев, рост в холке 72 см.
3. Собачья упряжка по Аляскинскому (североиндейскому) способу запрягания конца девятнадцатого и начала дватцатого века.http://funhog-fundogs.blogspot.com/ (ссылка обязательна)
4. Прославленный машер и бриддер Леонард Сеппала. ( Вот такие у него были газа, и мужественный взгляд...)

Комментариев нет: