вторник, 29 апреля 2008 г.

ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФЕНОТИПА ПОЛЯРНЫХ ПСОВ





Я смотрел фотографии Чукотской ездовой и Канадской инуитской собаки, так вот Мухтар не на одну нынешнюю чукотскую ездовую не похож, он больше похож на Маламута своим костяком и поведением, а окрасом похож на Канадскую инуитскую собаку и Полярного волка черного окраса। Стандарт Чукотсткой ездовой принят не давно, но позвольте спросить: - А где сила, ум и выживаемость моего Мухтара? Почему наши российские бридеры не взяли за стандарт более мощных псов, таким, каким был мой Мухтар? Я видел похожих псов у чукчей, которые приезжали к нам на Полярный на своих упряжках и чукчи ими очень гордились. Фотографии собак чукотской ездовой, которые представлены в книге «Ездовые собаки» Е. Поцелуевой, М. Озерова, Л. Чебыкиной, почему - то не соответствуют тем собакам, с которыми я рос и которых видел в стойбищах. Ближе по конституции к Мухтару это - фотография Магвая, (смотри фотографии) сибирского хаски, но Мухтар был еще больше. Голова Мухтара доходила мне, 10-летнему мальчику, до груди. И было несколько псов в поселке еще больше, чем Мухтар! Разговоры о том, что такие псы, как Мухтар могли быть метизированы с материка беспочвенны. И вот почему. Полярный находится за 100 км. от Мыса Шмидта, куда прилетали самолеты из Москвы и Магадана. На Полярный можно попасть только самолетом или по зимнику, только зимой. Те северяне, кто живет за Полярным кругом, прекрасно представляют и представляли, что собаки с материка просто не выживут. Возможных метизированных предков более крупных размеров при 5-8 поколениях до войны, а тем более после войны, кроме геологов завести никто не мог. Билибин, при открытии золота, привозных собак не использовал. Первые экспедиции шли с моей Родины - поселка Олы, Магаданской области. Шли с якутскими проводниками на оленях. Но обратимся к логике. Зачем завозить мне собаку на Чукотку, если там есть свои аборигенные и настоящие полярные псы? Наоборот, все приезжие охотники хотели и брали аборигенных полярных псов. И еще. Все приезжие знали, что полярные псы не живут на материке. И на материк их не вывозили. Поэтому их или убивали на шапки и унты, или отдавали по наследству другим хозяевам или чукчам. Но даже если и завезли, то, какое количество собак надо было завести, скрестить и вывести, чтобы получились такие псы, каким был мой Мухтар и с такими качествами? И я позволю себе еще одно замечание, по поводу голубоглазия у чукотской ездовой. Не одной собаки, когда мы жили на Колыме и Чукотке, с голубыми глазами я не видел, но слышал, что такие лайки встречаются на Камчатке и ценятся. И слышал, что у чукчей и эскимосов ценилось заднее четырехлапие у собак! А заднее четырехлапие это - прежде всего одомашненный или метизированный с Полярными собаками полярный волк! Но какой? Ответ может быть таким. Полярный волк черного окраса. Причем белое пятно на груди, какой был у Мухтара, встречается и в окрасах Полярных черных волков. Многие считают, что волки могут быть только серого «волчьего» окраса. Это заблуждение. Волки бывают и серые, и черные, и белые. Посмотрите сами:
1.Канадский волк серого окраса.
2. Канадский волк черного окраса.
3. Канадские волки белого и черного окраса охотятся на бизонов.
4. Канадский волк черного окраса с белым пятном на груди. (Фотографии представлены с фильма "В стае волков" Национального географического общества। Съемки проводились в 1995 году в Йеллоустоунском национальном парке США)
5. Фенотип Магвая (фотография из книги "Ездовые собаки" Е. Поцелуевой, М. Озерова, Л. Чебыкиной)

Комментариев нет: